Послание Президента РК

ДКБ 2020: какие меры господдержки неэффективны и что делать бизнесу

В Казахстане существует более 50 мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса в рамках программы «Дорожная карта бизнеса 2020», но многие из них уже не работают и требуют обновления. Какие меры поддержки сегодня неэффективны и что необходимо бизнесу, читайте в материале ИА Strategy2050.kz.
Нур-Султан28 Мая , 15:29

Заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Олжас Ордабаев отметил, что сейчас планируется вносить изменения в программу «Дорожная карта бизнеса 2020». 

«Пришло время получить предложения от бизнеса. Мы видим, что не все меры поддержки приносят ожидаемый сухой остаток для экономики», – заявил он на республиканской конференции на тему «Развитие малого и среднего бизнеса в фокусе Президента».

Он рассказал,  что НПП «Атамекен» был проведен опрос среди предпринимателей, который показал, что наиболее высоким спросом пользуется поддержка в виде грантов, субсидирования ставок по кредитам и лизингу, субсидирования развития племенного животноводства. Наименее эффективными являются такие инструменты как: возмещение затрат на повышение эффективности организации производства; возмещение части затрат субъектов индустриально-инновационной деятельности; возмещение затрат субъектам индустриально-инновационной деятельности, направленной на развитие территориальных кластеров и другие.

Директор центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев, в ходе конференции,  представил результаты исследования ДКБ за первую пятилетку (2010-2014 года), согласно которым два индикатора реализации программы были достигнуты: это увеличение объема несырьевого экспорта не менее 43% от объема совокупного производства обрабатывающей промышленности (на 60%) и увеличение производительности труда в обрабатывающей промышленности (не менее 1,5 раз).

«Однако доля обрабатывающей промышленности в ВВП снизилась с 11,3% в 2010 году до 10,3% в 2018 году. А также наблюдается снижение доли несырьевого экспорта с 2010 года с 30% до 25%. Это свидетельствует о том, что что-то не так либо с индикаторами, либо с самой программой, либо с тем как она реализуется», - сказал он.

Как отметил спикер, целевые индикаторы программы ДКБ-2020 не учитывают стратегическую цель по росту доли МСБ до 50%. Напомним, согласно Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых стран мира ключевую роль в развитии страны будет играть малый и средний бизнес. Активность МСБ измеряют его долей в ВВП страны. Согласно госпрограмме, доля МСБ в ВВП должна увеличиться до 50% к 2050 году. Следует отметить, что данные по росту доли МСБ были озвучены на пресс-конференции в Правительстве в начале мая текущего года.

«В 2015 году доля МСБ в ВВП составляла почти 25%. По итогам 2018 года превысила 28%. То есть по сравнению с 2015 годом участие малых и средних предпринимателей в экономике страны возросло на 3,4%», - сказал вице-министр национальной экономики РК Ермек Алпысов.

Вместе с тем Рахим Ошакбаев указал на основную проблему в том, что субсидирование – неэффективный инструмент, поскольку конечным получателем субсидий является не бизнес, а сами банки, осуществляющие фондирование.  Банкам второго уровня выгодно получить прогарантированные деньги без риска, но не выгодно финансировать МСБ.

«Полмиллиарда было выделено не за последние 5 лет, а с 2010 года, 60% из которых субсидирование. Если говорить о том, что эта программа пытается решить проблему доступности займов, то ее охват только за 2018 год составляет 0,11% от субъектов предпринимательства. Напомню, по поручению Елбасы это должна была быть единая всеобъемлющая программа, которая должна была решить все проблемы предпринимательства. В итоге все свелось к тому, что мы пытаемся дать субсидии банкам, чтобы ставка вознаграждения была не сильно высокой для субъектов бизнеса. То есть эффект этой программы всего 0,11%», - считает  Рахим Ошакбаев.

По его мнению, основная проблема в том, что ставки по кредитам высоки и по ним невозможно поддерживать рентабельное производство.

«Мы только об этом говорим, но ни одна государственная программа не решает фундаментальную проблему. Мы занимаемся незначительными вещами и все  ради 13 000 предприятий. Для них есть положительный эффект, они получили субсидии, но если говорить о масштабах экономики, то программа не решает проблему», - резюмировал Ошакбаев.

По словам руководителя исследовательского центра, проблему нужно решать снижением реальной рыночной стоимости кредитов. А также нужно изменить подход к сбору статистических данных для представления полной картины того, как себя чувствует малый и средний бизнес на самом деле.

Депутат Мажилиса Парламента РК Нуржан Альтаев в своем выступлении представил данные по снижению доли сельского хозяйства в ВВП страны.

«Как мы знаем по поручению Елбасы сельское хозяйство должно стать драйвером экономики. В этой связи было поставлено две задачи – это насыщение рынка отечественной продукцией и выход на экспорт с РФ, КНР и странами Персидского залива. Я сегодня вынужден заключить, что эти задачи практически не достигнуты. Сельское хозяйство не только не стало драйвером, но и инвестиции, вложенные в него, не обеспечивают поддержку доли сельского хозяйства в ВВП на одном уровне. То есть расходы на поддержку сельского хозяйства растут, в 2018 году было 341 млрд тенге, а доля сельского хозяйства в ВВП падает», - посетовал депутат.

Спикер считает, что выделенные средства расходуются неэффективно и приоритеты расставляются неверно. Проблема в том, что государственная политика Министерства сельского хозяйства нестабильна и меняется с приходом нового руководства. 

Вместе с тем, как отметил спикер, другим следствием неправильно расставленных приоритетов является то, что объем импорта не снижается.

«В прежние годы мы завозили продуктов на 3 млрд долларов США, в прошлом году цифра выросла до 3,6 млрд долл. Причем экзотические товары всего на сумму 600 млн долл. Остальное на 3 млрд долл мы можем производить сами», - пояснил он.

Нуржан Альтаев считает создавшуюся ситуацию следствием частой смены правил различного субсидирования сельского хозяйства.

«За 2,5 года сменилось уже 5 правил. Причем кардинально сменились приоритеты. И все это приводит к неэффективности использования бюджетных средств. Например, начиная с прошлого года МСХ стали отдавать предпочтение предприятиям по разведению КРС. То есть львиная доля господдержки сейчас направляется на КРС. Однако, когда Елбасы ставил задачу по экспорту, он также говорил и о конкурентоспособности. Если считать все виды господдержки на 1 кг говядины, выходит 1400 тенге, что является неконкурентоспособной ценой. Причем наши производители - экспортеры продают говядину по цене ниже, чем было на нее затрачено. Казахстанская говядина на 23% дороже, чем российская», - посетовал он.

В Казахстане есть много предприятий, которые нуждаются в государственной поддержке, но основное финансирование уходит на финансирование нерентабельного производства. По его словам, из 256 млрд тенге, лишь 1% дошел до кооперативов. Как итог, изменены приоритеты развития, а кооперативы остались должны 36,6 млрд тенге.

Решение депутат видит в выработке горизонтальных мер для фермеров, чтобы они сами могли выбирать вид государственной поддержки, а также насыщение сельского хозяйства дешевыми кредитными ресурсами.

Предприниматель Александр Шевченко рассказал еще об одной проблеме субсидирования и предоставления безвозвратных грантов.

«Субсидирование, гранты – они не нужны, они только развращают, потворствуют иждивенчеству и в итоге производители не следят за качеством продукции», - уверен Шевченко.

Напомним, в Казахстане насчитывается 1 241 328 предприятий МСБ. С 2015 года в Казахстане реализуются мероприятия по поддержанию и развитию бизнеса в рамках госпрограммы «Дорожная карты бизнеса 2020». Ежегодно на реализацию этой программы около 300 млрд тенге,  с этого года по поручению Елбасы выделяется 600 млрд тенге для решения задач доступного кредитования по развитию «экономики простых вещей».

Рабига Нурбай




Яндекс.Метрика