Образование

НИШ делится опытом в переходе на трехъязычное образование (ВИДЕО)

Председатель правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Куляш Шамшидинова в эксклюзивном интервью ИА Strategy2050.kz назвала три основанных направлениях для перехода общеобразовательных школ на трехъязычное образование.
Нур-Султан 24 Июня, 14:42

«Сегодня в стандарте в учебных программах большое количество часов отводится на языки, потому что у нас в Казахстане изучается казахский, русский, английский языки. Вопрос в том, что задача педагогов, психологов - подготовить такую программу, по которой легче изучать язык, потому что ребенок в школе, кроме языков, должен изучать и математику, и науки», - сказала К. Шамшидинова.

Назарбаев Интеллектуальные школы, работая с января 2009 года, разработали свою методику изучения языков, основанную на трех направлениях. Первое условие - это программа, направленная на развитие четырех видов речевой деятельности и по уровням.

«Первое - это сама учебная программа конкретно каждого языка - казахского, русского, английского. Здесь мы начали отходить от переводного и грамматического подхода изучения языков. Мы подошли к развитию основных 4 видов речевой деятельности. Это - говорение, аудирование, письмо и чтение. Ни в коем случае мы не говорим, что грамматику изучать не будут. Будут изучать и изучают, но сама программа рассчитана на развитие 4 видов речевой деятельности и идет по уровням. Ребенок, начиная с первого класса, постепенно начинает осваивать язык по уровням. Конечно, очень большой вопрос у нас был при составлении программы казахского языка. У нас не было частотного словаря. Когда мы говорим о корпусе языков, желательно, чтобы наиболее часто используемые слова были в одном учебном материале, потом язык постепенно должен наращиваться и переходить на академический, юридический, литературный - на все стороны жизни. Отсутствие частотного словаря создавало нам большие трудности, в последнее время появилось два словаря. Один разработан Институтом языкознания имени А. Байтурсынова и второй словарь языковеды подготовили вместе с программистами. Мы сейчас взяли эти словари и тоже работаем с ними», - отметила педагог.

Второе условие - это методика и технология преподавания. По словам председателя правления, в школе должны обучать детей языку к приближенным жизненным условиям.

«Исходя из этого, мы постепенно должны развивать язык, постепенно переходя на грамматику, на осложнение языка. Мы должны давать ребенку не только литературные тексты, но и научно-популярные тексты, и аутентичные тексты, которые очень часто идут. Например, когда человек приходит в аэропорт или на вокзал, он должен понимать то объявление, которое дается. Это аутентичный текст, который часто используется», - проинформировала она.

При этом К. Шамшидинова обратила внимание на то, что ребенок должен использовать полученные знания на уроках языка и на практике. Практика - это учеба для детей.

«В Назарбаев Интеллектуальные школы дети приходят с 7-го класса. Мы начали преподавать просто отдельно предметы на казахском языке. Например, историю Казахстана, в старшей школе «Казахстан в современном мире» мы даем всем детям независимо от языка обучения на казахском языке. При этом требование к знанию языка как второго - русского или казахского идет одинаково. Дети с казахским языком обучения второй язык берут русский, а дети, говорящие на русском языке, вторым языком выбирают казахский язык. Но для этого ребенок должен довести знания языка до определенного уровня. Например, в 6-м классе уровень В1, но для этого мы должны соответствующее количество часов дать с 1-го по 6-й класс. Вот это и есть, он получил знания, а дальше он начинает их использовать. Поэтому не в коем случае никто не собирается ребенка, который не знает казахский язык, сразу сажать изучать предмет на казахском языке. Через определенное количество часов, через преподавание предмета мы доводим до уровня, потом только начинаем преподавать на казахском языке предмет», - пояснила председатель правления НИШ.

Третье условие - использование внеклассных мероприятий на изучение языков в непринужденной обстановке.

«Например, у нас есть проект «100 книг», который должен читать ученик Назарбаев Интеллектуальной школы за годы обучения по выбору. 60 книг на казахском язык в оригинале, 20 книг в оригинале на русском, 20 книг в оригинале на английском. Также есть проект «100 казахских песен». У нас все школы поют на казахском языке песни, потому что когда поешь, говоришь - это с одной стороны воспитание, патриотизм, культура, с другой стороны - это развивает язык. Некоторые школы пошли дальше. Например, наша кокшетауская школа посвящает одну неделю в месяц истории одной песни. Это тоже развивает.

Очень интересный у нас есть клуб «TEDх NIS» в формате «идея, достойная распространения». Дети на казахском, русском, английском языках свою интересную идею, которой хотят поделиться, представляют своим коллегам. А некоторые лучшие варианты распространяют на канале в YouTube. С одной стороны, это позволяет думать человеку, с другой - он говорит на языках, в-третьих, это социальный проект, когда он делится своим положительным опытом. В-четвертых, он может смело сказать свою мысль. Любые такие проекты работают на развитие языков», - заключила К. Шамшидинова.

Напомним, согласно пункту 79 Плана нации «100 конкретных шагов», Министерством образования и науки РК разработана Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы.

Анара Таныркулова

Видео Азамата Алиева





Яндекс.Метрика